Пятница, 05.03.2021, 05:05Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Февраль » 14 » Подготовка альпиниста к восхождениям.
20:00
Подготовка альпиниста к восхождениям.


Подготовка альпиниста к восхождениям. (Альпинизм, учебный альпинизм, горная школа)

У многих начинающих альпинистов по ряду причин сложилось превратное (ложное, искаженное) представление о том, как надо готовиться к горовосхождениям. Чаще всего это вызвано неправильным представлением об альпинизме, навязанным сообществу начинающих горовосходителей в последние годы рекламой. Поэтому для многих альпинизм – это восхождения по простым маршрутам с гидами, в коммерческих группах и экспедициях, на Эльбрус, Казбек, пик Ленина и т.д. до Эвереста, где в первую очередь важны хорошая физподготовка, правильная акклиматизация и умение подниматься на сложных участках по закрепленным веревкам (перилам). Еще - минимальные навыки использования снаряжения. На этом и строится подготовка этих альпинистов к этим восхождениям.

Мы в понятие «Альпинизм» вкладываем другой смысл. Для нас альпинизм - это прохождение сложных маршрутов, преодоление на пути к вершине препятствий, созданных природой в горах: скал, снежных и ледовых склонов, разнообразного горного рельефа разной крутизны и пр. И ценнее те вершины и маршруты на них, на которых эти препятствия сложнее. Поэтому для нас одинаково интересны и отвесы Крымского южнобережья или Западного Саяна, и крутые стены Каравшина или Аксу, сложные ледовые маршруты Джитыогуза, Безенги или Алаарчи, Северная стена Хантенгри или Южная Коммунизма, сложные маршруты на семи- и восьмитысячники по неклассическим (испорченным коммерческими экспедициями) маршрутам.


Но и здесь среди тех, кто выбрал спортивный альпинизм – много мифов и заблуждений. Чаще всего из-за незнания, как готовиться к восхождениям правильно. Почему не знают? Потому, что не знают, что нужно знать! Никто не подсказал. Поэтому здесь альпинисты всецело доверяются инструкторам, организовавшим сбор и готовящим участников к восхождениям. А инструкторы разные бывают, к сожалению! Недавний пример - не единственный случай подготовки и проведения восхождений с нарушениями. 

Нарушениями чего? Во-первых, избравший свой альпинистский путь в системе ФАР должен подчиняться установленным в ФАР Правилам. Нарушение Правил - может в лучшем случае привести к дисциплинарному наказанию: незачету восхождения, лишению разряда и пр. Но может закончиться несчастным случаем или гибелью кого-то. 

Еще. Важно знать и понимать, что восхождение надо совершать тогда и только тогда, когда ты к нему готов! Это требование Правил. А спортивный разряд по альпинизму должен присваиваться не за «закрытые клеточки»- вымученные восхождения, а за приобретенные знания и навыки. Т.е. по совокупности результатов прохождения Учебных программ и ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ оценки за совершенные восхождения. Это требование другого документа: Программы подготовки альпинистов

В Программе расписан минимальный объем необходимой подготовки альпинистов на каждом этапе его роста. Чтобы стать альпинистом, необходимо ПЛАНОМЕРНО КРУГЛОГОДИЧНО готовиться: тренироваться, приобретать теоретические знания и практический опыт. И здесь уже не отделаешься «хорошей физподготовкой, правильной акклиматизацией и умением подниматься на сложных участках по закрепленным веревкам (перилам).» Этого недостаточно. Подготовка альпиниста состоит из:

- теоретических занятий либо самоподготовки (приобретение знаний о природе и опасностях гор, мерах по снижению этих опасностей, геологии, медицине, метеорологии и пр);
- физической подготовки (общей и специальной);
- технической подготовки (освоения и доведения до автоматизма технических приемов преодоления скал, снега, льда, микста сложностью, немного выше, чем планируется на восхождениях);
- практической подготовки (оказание первой помощи, спасработы, биваки, работа с веревкой для страховки и спуска, работа со снаряжением для страховки и пр.);
- тактической подготовки (умения правильно спланировать и провести восхождение в зависимости от горы, маршрута, группы и др.);
- психологической и волевой подготовки.

На каждом из этапов роста альпиниста (начальная подготовка НП1 и НП2, спортивная подготовка СП1 и СП2, спортивное совершенствование СС, спортивное мастерство СМ) предусмотрены свои темы и объемы подготовки, все более сложные по мере роста.

Обучение ведется от новичка до мастера спорта. Вначале – под руководством инструктора альпинизма. Затем (после второго разряда) - тренера (тоже инструктора, но более опытного). НО НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, как почему-то считает большинство альпинистов этого уровня: сам себя не научишь. Шишек набьешь много, но опыта приобретешь мало. Наверное, это от недостатка опытных инструкторов. 

Программой (Приложение 1: Поэтапные компетенции альпинистов) оговорен необходимый объем знаний и умений для достижения альпинистом нового квалификационного уровня (соответствия спортивному разряду). 

Подготовка альпиниста делится на «До выезда в горы» - подготовительный период и «В горах» - основной период. В Приложении 2 "Учебный план поэтапной подготовки альпинистов" указаны темы учебных занятий на каждом этапе подготовки.

Основная беда современного нашего учебного альпинизма - чрезмерное увлечение освоением различных приемов использования снаряжения в ущерб освоению техник передвижения по горному рельефу: скалам, льду, снегу, миксту. Многие не знают и не понимают основ безопасности в горах, а это - хорошее знание природы и жизни гор, умение правильно выбрать маршрут, умение хорошо передвигаться по горному рельефу, (не допуская срыва). В цепочке обеспечения безопасности веревка и снаряжение - последний аргумент (когда ты уже сорвался).

Как же выполняется учебная программа сегодня? Почти никак! Возьмем для примера этап СП1 (выполнение третьеразрядником части норм второго разряда: учебной программы СП1 и восхождений 2Ах1, 2Бх1, 3Ах2 и 3Бх1). Смотрим учебный план для СП1 Программы: До выезда в горы и в горах альпинист-третьеразрядник должен пройти теоретические занятия в объеме 30 часов, практические – 154 часа, тренировки ОФП и СФП 240 часов и восхождений 50 часов. 

Итого непосредственно учебные занятия должны быть в объеме: теории 30 часов и практики 154 часа (без тренировок и восхождений). А теперь, товарищи второразрядники, вспомните: сколько времени учебная программа заняла у вас? Для многих до выезда в горы подготовка свелась в лучшем случае к тренировкам по ОФП и редким посещениям скалодромов. Теории – 0 часов, практики – 0 часов.

Ну, а приехав в горы, мы спешим на восхождения, нам некогда учиться-заниматься. Для проформы пару часов по скалам полазали (В скальниках! А на гору то лезть в ботинках прийдется, иногда - в кошках), на леднике еще часов 5 поотдыхали-поразвлекались. И на восхождения! Как? Да просто: есть в отделении один "дикий"- готовился, тренировался, да и от природы ловок. Пойдет забойщиком, перила провесит. Ну а мы уж не подведем, по перилам как-то да взгромоздимся. Клетки закроем, разряд частично выполним. Вот и деградирует наш альпинизм: уже на единичках перила- обычное явление. И главная причина - невыполнение учебной программы. Но ведь занятия – инструктор ведет! А он сам так рос, также и других учит. 

Восхождения на каждом этапе – проверка знаний и умений, приобретенных на учебных занятиях в подготовительном и основном периодах. Восхождения должны проводиться только после прохождения всего, предписанного Учебной программой. И не важно, что на многих маршрутах в Узунколе или Фанах нет снега и льда: ледовые и снежные занятия ДОЛЖНЫ быть проведены в полном объеме. Иначе, получив на скальных тройках в Фанах право выхода на четверки, и приехав для этого в Безенги или Алаарчу, можно оказаться в неприятном и опасном положении.

Я говорил выше, что в программе – минимальные требования, самые важные темы и минимальные объемы тренировок. Так, например, лед в горах обычно дается в объеме десяти часов занятий. А за десять часов нормально научиться идти лед, да еще с нижней страховкой, невозможно. А кроме лазания- уйма других важных тем, связанных со льдом. Но даже эти минимальные 10 часов многими не выполняются: в эти 10 часов включают подход-отход, одевание кошек, снаряжения, перерывы для отдыха и еды. И вместо положенных двух дней льда укладываются в половину одного дня. А сколько раз «снежные занятия не проводились из-за отсутствия снега»? А поискать снег? Подняться на перевал или на склон Горы?

Вот и растут альпинисты- недоучки, физически слабые, технически неподготовленные. И ничего не знающие о горах. 

В продолжение этой темы хочу рассказать, как в современных условиях лучше готовиться: основы спортивной тренировки, соотношение физической и технической подготовок, тренировочные микро- мезо- и макроциклы, планирование тренировочного процесса, как правильно построить разностороннюю подготовку (все её виды), и многое другое.

Просмотров: 608 | Добавил: rocksport | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2021 | Создать бесплатный сайт с uCoz