Четверг, 23.11.2017, 17:56Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Корзина

Ваша корзина пуста

Поиск

Календарь

«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 25 » Техническая подготовка альпиниста: заблуждения, проблемы, безопасность и очень много букв!
08:13
Техническая подготовка альпиниста: заблуждения, проблемы, безопасность и очень много букв!

водопад 1
Недавно мы вернулись с Кавказа (Приэльбрусье), где в течение двух недель двадцать с лишним человек (3 отделения от 3 разряда до кмс) осваивало, совершенствовало и оттачивало технику ледолазания. Трехдневный микроцикл (день глетчер, день замерзший водопад, день скалы) повторялся четыре раза, постепенно усложняясь: увеличивалась крутизна льда, лазали в начале с верхней страховкой, затем с нижней по "накрученным" маршрутам и в конце «со своими точками». Кроме того, были проведены занятия по другим позициям нижеизложенной программы, включая теоретические занятия по природе снега, льда, лавин, по безопасности, по профилактике обморожений и переохлаждений, ну и практические: проушины, самовыкруты, передвижение в связках по закрытым ледникам, вытаскиванию из трещин и другие технические элементы. На леднике были каждым отделением выкопаны снежные пещеры и участники получили опыт ночевок в них.

Подробные фотоотчеты можно посмотреть в группе Школы ВКонтакте. Здесь же привожу как пример организации снежно-ледового модуля несколько фотографий участников сбора.

Каскадный лед (замерзшие водопады):
водопад Тегенекли
водопад 2
водопад 3
водопад 4
правильное положение ног лягушка
Глетчерный лед:
простой лед 1
крутой лед 1
крутой лед 2
правильное положение ледорубов
Драйтулинг:
драйтулинг 1
драйтулинг 2
Снежные пещеры:
пещера 1
пещера 2
пещера 3
пещера 4
пещера 5
В пещере 1
Наши помощники:
инструменты
1
1

Контингент был опытный, до кмс включительно. Но исходный уровень техники передвижения и по льду и по скалам оставлял желать лучшего: не правильная техника! Обучая и тренируя ребят, задался вопросом: почему очередной раз приходится переучивать? Исправлять и корректировать эту технику? Почему нельзя сразу, с новичка учить "правильной" технике? Ведь переучивать сложнее, чем учить! Почему в альпинизме так получается, что с новичка альпинист усваивает не правильную технику, закрепляет её в дальнейшем. Иногда так и лазает до конца своей альпинистской карьеры. Но иногда и срываясь по этой причине, получая травмы или погибая. И вот к чему пришел:

`1. Дети, пытаясь научиться плавать, барахтаются в воде, беспорядочно гребя руками и ногами, и начинают как-то плыть, «по собачьи». Со временем они хорошо осваивают этот стиль, могут проплыть «по собачьи» довольно большие расстояния. Но однажды они замечают, что не все плывут этим способом: кто-то плывет «по морскому, лягушкой», кто-то «саженками». Пробуют сами: не получается. «По собачьи»- уже привычнее. Зачем новое искать, когда и старое устраивает! Переборов в себе косность и поработав над собою, научившись новым для себя способам плавания, дети начинают понимать их превосходство и достоинства! И лишь те немногие, кто пошел в секции плавания к хорошим тренерам, осваивают спортивные стили: кроль, брасс, баттерфляй.
В альпинизме большинство в технике передвижения по скалам и льду остановились на этапе «плавания по собачьи»: кто как сам научился. Те, кто должен был их научить делать это правильно (инструктора альпинизма), сами этого не умели: их тоже никто не учил. В лучшем случае сообщалось о десяти правилах скалолазания, которые работают максимум до скальных маршрутов 4 к.сл. На льду еще проще: «Вот тебе кошки, вот ледорубы (инструменты) – лазь! Руки и икры ног забились – ОФП надо подтянуть!» Так и лазают по скалам и льду самоучки. Кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже. И все они убеждены, что делают это правильно, технично. Ведь все так лазают

Причина же «забитых рук»– в неправильной технике скало- и ледолазания. В молодости я подтягивался 50 раз на двух руках и по 3 раза на одной. Сейчас я с трудом подтягиваюсь три раза на двух, но лазаю не много хуже, чем прежде (на скалах редпоинт F7а-7b): лазание «по собачьи», за счет грубых физических качеств, я давно заменил лазанием техничным, современным. То же на льду. Давно бы пора и другим от «плавания по собачьи» перейти хотя бы к более надежному и экономичному «плаванию «по морскому, лягушкой». Ну и идеально – подготовить тех, кто освоит «кроль, брасс, баттерфляй» (правильные современные техники скало и ледолазания) и сможет затем научить этому других.

Сколько раз мне приходилось слышать на занятиях по скалолазанию: «Ну зачем мне все эти упоры, распоры, откидки, «скрутки», «третьи ноги» и прочие «флаги», ведь я и так лезу не плохо!». Или на льду: «Мне сложно выполнять требуемые Вами движения! Мне легче так, как я уже умею! Ну а руки устают быстро – так я вернусь домой и закачаю их подтягиваниями - будут меньше уставать!» И только настояв на своем, добившись от такого ученика правильности движений и дав их почувствовать, наконец слышу: «Да, я был не прав! Так легче!»

2. Многие считают, что в техническом альпинизме основа безопасности – веревочная страховка, и это большое заблуждение.

В отличие от лазания по спортивным дорожкам, где срыв – обычное и безопасное явление, в лазании «со своими точками» (традиционное лазание) срыв весьма опасен. В http://youtube.com/ достаточно примеров срывов с вырывом своих точек и опасным приземлением можно найти по запросу «trad rock climbing fall», например:

Поэтому веревочная страховка - «последний аргумент» в цепочке безопасности. Не всегда спасающий.

Срыв на восхождении допустить нельзя! А для этого необходимо правильно, технично, надежно передвигаться по горному рельефу: скалам, льду, снегу, миксту. С «запасом прочности». На восхождении надо уметь лазать так, чтобы не срываться!

Техника лазания в «трэде» значительно отличается от техники спортивного лазания. Преобладают плавные движения, отказ от динамических движений, упорно-распорная техника («третья нога», скрутки, откидки, распоры), короткий шаг и пр. приемы, позволяющие в случае необходимости «сдать назад», изменить положение и избежать срыв. И этой техникой альпинист должен владеть досконально, понимая биомеханику.

Большое значение для безопасности и в трэде и в ледолазании имеет умение правильно расположиться для установки "точки", умение найти положение для отдыха и восстановления во время лазания.

«Запас прочности» для надежного лазания трэдом должен быть в одну полную категорию по отношению к лазанию по спортивным дорожкам: в трэде много сил расходуется при установке точек страховки. Для надежного лазания трэдом онсайт маршрутов 6а-6b необходим уровень лазания онсайт спорт 7а-7b. Но и техника лазания в трэде иная, и физические качества от клаймера требуются отличные от лазуна по спортдорожкам: дополнительно необходимы статические сила и статическая силовая выносливость.

При выполнении этих требований при прохождении маршрута трэдом вы будете не выживать, обмочившись от страха на грани срыва, а лезть в удовольствие, ощущая, что вы управляете своим телом, а не тело- вами.

Это же касается и лазания по льду: хорошая надежная «правильная» техника, «запас прочности»- основа вашей безопасности!

Многие «солоисты» лазают без веревочной страховки безопаснее клаймеров, страхующихся через каждый метр, но не умеющих лазать. «Солоист» безукоризненно владеет техникой лазания и пройдет выбранный (конечно не на грани своих возможностей - он же не самоубийца) маршрут в надежном стиле, не допуская срыва. А вот сколько умеющих хорошо и правильно страховаться, но плохо лазающих, срываются и получают как минимум травмы! Ули Штек в своих соловосхождениях лезет надежнее и безопаснее многих рядовых клаймеров, лазающих со страховкой! И рискует меньше: его безукоризненная надежная техника лазания – гарантия его безопасности!

3. Аналогичные ситуации сложились традиционно в лазании на ИТО, драйтулинге (микстовом лазании). Там тоже нужна "правильная" техника, и этой технике тоже в основном не учат при подготовке альпинистов.

4. Учебная программа для подготовки альпинистов требуют в горах проведения перед восхождениями скальных и ледовых занятий. Реально на это выделяется обычно 2-3 дня. Можно ли за 2-3 дня научить альпиниста новым для него приемам передвижения по скалам и льду? Или хотя бы исправить ошибки, откорректировать технику? Конечно нет. Дай Бог за это время вспомнить то, что уже знаешь.

Где же выход? В модульной системе подготовки альпинистов. Альпинист, начиная с уровня СП, до восхождений должен освоить новые для него техники передвижения по скалам и по льду, познакомившись с ними на специальных модулях и в дальнейшем постоянно работая над ними, закрепляя их, совершенствуя, используя на восхождениях.

Вырисовываются два таких модуля:

СКАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Всего 56 час (7 дней)


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (10 час)

Лекция Горы: гипотезы возникновения. Скальные породы, основные виды. Причины разрушения гор и скал. Виды горного рельефа.» (2 ч .теории)
Земля: химический состав, внутреннее строение (металлическое внешнее и внутреннее ядро, силикатные мантия и кора, подслои и их состояние: литосфера и астеносфера), литосферные плиты, срединные океанические хребты, геодинамика и её причины (гипотезы), горообразующие процессы. Горные породы: магматические (эффузивные и интрузивные), осадочные и метаморфические. Скальные породы: базальты, граниты, гнейсы, сланцы, песчаники, известняки, доломиты, мрамора, конгломераты, брекчии. Причины разрушения скал: неравномерные температурные расширения разнородных по структуре пород, попадание в трещины воды и её расширение при замерзании, попадание в трещины и щели почвы и семян растений с последующим разрушением корнями, ветровая эрозия, вымывание водою, воздействие подвижек земной коры: тектонических разломов, землетрясений. Макрорельеф, средний рельеф и микрорельеф на скалах.

Лекция Классификация видов и способов передвижения по скалам. (1 ч. теории)
Классификация по следующим признакам: длине маршрута (короткие и длинные маршруты), способу передвижения (свободное лазание, передвижение на ИТО, драйтулинг), способу обеспечения безопасности (без страховки и со страховкой, спорт и трэд маршруты)

Лекция Основы физиологии: механизмы мышечного сокращения и энергообеспечения мышц, причины возникновения в мышцах усталостных явлений. (1 ч. теории)
Мышцы, строение, механизм сокращения. Энергнообеспечение мышечной деятельности человека (АТФ и её роль, креатинфосфокинезный ресинтез АТФ, анаэробный гликолиз, аэробный путь образования АТФ). "Экономичная" техника лазания, позволяющая сохранять силы.

Лекция Альпинистское снаряжение, требования к нему (2 ч.теории)
Требования УИАА и другие стандарты к снаряжению: веревке, системе, каске, крючьям и закладкам, инструментам. Современные виды снаряжения. Правильное использование, уход, отбраковка.

Лекция Физические основы страховки; динамическая страховка (2 ч. теории)
Страховочная цепь: веревка, узлы, точки страховки, тормозные (страховочные) устройства. Рывок физические основы рывка. Динамическая страховка, Протравливание. Другие способы гашения рывка на скалах. Ошибки страховки. Страховочный стенд.

Лекция Основы безопасности (1 ч. теории)
Опасности в альпинизме и способы снижения их уровня. Воспитание мотивации на безопасную деятельность. Соответствие квалификационного уровня спортсмена сложности и опасности выбранного маршрута - основа безопасности. Система обучения и круглогодичная тренировка как способы повышения безопасности. Психологические основы противостояния опасностям.

Лекция Психологические особенности подготовки альпиниста (1 ч. теории)
Психологическая характеристика альпинизма как вида деятельности. Горы и скалы как источник эмоционального подъема, источник стресса. Стрессоры. Дистресс. Повышение устойчивости. Социология малых групп. Межличностное общение. Лидерство. Мотивации. Способы психологической стабилизации.


2. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (46 час)

Техника передвижения по скалам свободным лазанием. (12 ч. практики)
Причины возникновения усталостных явлений в мышцах во время лазания по скалам. Средства и способы отдаления наступления этих явлений. Правильное положение на скале: рук, корпуса, ног. Фронтальное расположение и боковое (скрутка). «Экономные» способы лазания: упорно-распорная техника («третья нога», скрутки, откидки, распоры). Работа рук, постановка ног, положения корпуса при выполнении различных простых и сложных движений (включая "скрутки", "флаги", "откидки", "третья нога" и пр.). Различные способы поддержания и удержания равновесия на скале (перетанцовки разных типов, поддержки ногой или упоры рукой, зацепы носком или пяткой, "флаги", динамические движения и пр.). Разбор типичных ошибок, способов их устранения и корректировки техники лазания. Лазание в скальной обуви, альпинистских ботинках, кошках.

Спортивные маршруты: обеспечение безопасности. (4 ч. практики)
Критерии оценки безопасности спортивного маршрута. Организация безопасности занятий на коротком спортивном маршруте на разных квалификационных уровнях обучения. Организация страховки. Выбор страховочных устройств, мест страховки. Вщелкивание оттяжек в анкера и веревки в оттяжки: типичные ошибки, их возможные последствия. Безопасная работа на топовой точке. Спортивные мультипитчи – промежуточный этап в подготовке к традиционным мультипитчам (работа с веревкой, работа на станции, аварийный спуск с маршрута и пр.)

Традиционная страховка на скалах (4 ч. практики)
Критерии оценки безопасности традиционного маршрута. Организация безопасности занятий на коротком традиционном маршруте на разных квалификационных уровнях обучения. Организация страховки. Средства обеспечения безопасности на традиционном маршруте. Рекомендации по организации промежуточных точек страховки. Оппозиционные системы. Способы усиления точек страховки. Тактика прохождения традиционных маршрутов. Типичные ошибки, их возможные последствия. Станции разных типов. Традиционные мультипитчи.

Техника передвижения на ИТО (12 ч. практики)
Классификация маршрутов, проходимых на ИТО. Критерии оценки безопасности маршрута, проходимого на ИТО. Организация безопасности занятий на коротком маршруте, проходимом на ИТО на разных квалификационных уровнях обучения. Средства создания ИТО: крючья различных типов, якоря, закладные элементы, френды и камалоты, скайхуки и камхуки, копперхеды и пломбы, скальный рельеф (песочные часы, выступы и пр.). Рекомендации по их использованию и практическое освоение на коротких маршрутах А1-А4 (с верхней подстраховкой). Способы самоподтягивания на ИТО: веревкой, дейзи-чейном, клифой. Средства передвижения на ИТО: «зальцуг», лесенки различных типов, крюконоги, клифы. Организация страховки на ИТО. Способы усиления точек при передвижении на ИТО А3-А4.

Драйтулинг (8 ч. практики)
Драйтулинг как средство передвижения по холодным, заснеженным и обледенелым скалам. Снаряжение для драйтулинга и основы его использования. Приемы передвижения по скале способом «драйтулинг». Основы техники. Лазание по скалам М4-М6 с верхней подстраховкой.

Техника проведения спасработ силами малой группы (4 ч. практики)
Экстренная эвакуация пострадавшего из опасного места. Спуск и подъем пострадавшего с сопровождающим и без по сложному рельефу (на носилках и сидя) различными способами. Наращивание веревки. Транспортировка по тропе или несложному рельефу. Вязка носилок, организация страховки.

Организация бивуаков на сложном скальном рельефе (2 ч. практики)
Организация бивуака на сложном рельефе: плановая и «холодная» ночевки, на полке, в гамаке на стене, в платформе. Страховка палатки, снаряжения и участников. Обеспечение безопасности на ночевке.

СНЕЖНО-ЛЕДОВЫЙ МОДУЛЬ
Всего 56 час (7 дней)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (8 час)

Лекция Лавины и спасательные работы в лавинах. (3 часа)
Снег: природа образования. Снежный склон: изменения в течение времени, перекристаллизация снега, глубинный иней. Теория образования лавин. Опасности лавин. Классификация лавин. Оценка и прогнозирование лавинной опасности. Стратегия и тактика передвижения группы в условиях лавинной опасности. Спасательные работы в лавинах. Необходимое снаряжение для ПСР в лавинах. Алгоритм действий спасателей. Организация ПСР.

Лекция Передвижение по снегу. Способы создания ступеней в снегу в зависимости от состояния снега, направления движения, лавинной опасности. (1 часа)
Различные способы образования ступеней в зависимости от состояния снега, крутизны склона, направления движения, степени лавинной опасности.

Лекция Опасности снежного рельефа (кроме лавин). Меры по обеспечению безопасности. (2 часа)
Возникновение натечного льда, пустот и поднутрений в зоне выхода к поверхности снега скал и камней и меры по обеспечению безопасности. Выбор маршрута. Порядок движения. Дистанция. Прокладка следа. Взаимодействие в группе при прокладке следа. Движение «в лоб». Зигзагом. На три такта. Подъем, спуск, траверс. Самостраховка вертикально воткнутым ледорубом. Опасности и ограничения. Самозадержание. Организация станций в снегу. Т-образное закрепление ледоруба. Станция из лавинной лопаты. Снежный якорь. Подручные средства- лыжи, снегоступы, мешок со снегом и т. д. Организация протравливания веревки для снижения нагрузки на станцию. Тактика передвижения по снежному рельефу. Взаимодействие связок на подъеме и на спуске. Снежные карнизы: опасность обрушения и меры по её снижению. Преодоление бергшрундов и рантклюфтов при подъеме и спуске.

Лекция Лед в горах. (1 час)
Виды льда (фирн, глетчерный, водопадный, натечный), природа образования, состояния (пористый, бутылочный, перемороженный). Опасности при прохождении ледовых склонов, замерзших водопадов, скал с натечным льдом и способы снижения уровней опасности.

Лекция Специальное снаряжение для передвижения по льду (1 час)

2. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (48 час)

Индивидуальная техника передвижения по пологому льду. (4 ч. практики)
Самостраховка и самозадержание на льду. Передвижение по пологому льду без кошек. Опасности и ограничения. Рубка ступеней на подъеме и на спуске. Шнуровка ботинок для различных техник передвижения и рельефа. Ударная и безударная техника. Движение вверх, вниз, траверсом на всех зубьях кошек. Движение на передних зубьях. Использование ледоруба. Работа ледорубом на подъеме, спуске, траверсе. Перепрыгивание трещин. Техника самостраховки и самозадержания.

Индивидуальная техника передвижения по льду средней крутизны (45-60 град). (4 ч. практики)
Движение на передних зубьях кошек. Вертикальное положение корпуса. Правильное использование ледоруба для самостраховки и передвижения. Подъемы, траверсы и спуски лазанием.

Индивидуальная техника передвижения по крутому льду (60-95 град). (16 ч. практики)
Различные техники ледолазания по крутому льду. Выбор техники ледолазания в зависимости от крутизны льда, его происхождения (глетчерный, натечный, каскадный) и состояния (мягкий, твердый, перемерзший) и погоды. Ледолазание с одним ледорубом. Различные техники работы ледорубом. Техника постановки ног. Положение корпуса. Лазание с двумя ледорубами. Работа двумя ледорубами. Лазание с ледовыми инструментами. Техника удара ледовым инструментом. Техника извлечения инструмента. Положение инструментов. Расстояние между ногами. Правильная последовательность ледолазания: подъем ног в положение «лягушка», извлечение нижнего инструмента с зависанием на прямой руке на верхнем инструменте, подъем на двух ногах (распрямить) и удар инструментом по вертикали над вторым инструментом на расстоянии около 1 м, повторение цикла. Различные техники ледолазания с инструментами на крутом и нависающем льду: скрутки, «флаги», «перетанцовки», замена подтягиваний руками распрямлением ног из полуприседа – «лягушки».

Способы и средства страховки на ледовом рельефе. (4 ч. практики)
Промежуточные точки страховки — ледобуры. Длина. Очистка льда. Угол установки. Техника установки. Очистка ледобуров. Использование ледобуров на тонком льду- организация точки закрепления оттяжки. Вытаивание ледобуров. Страховка через ледовый выступ, ледовую проушину.

Организация страховочных и спусковых станций на льду. (4 ч. практики)
Страховочные станции на ледобурах. Расстояние между ледобурами. Позиция ледобуров. Угол станционной петли. Проушина. Размеры. Опасности и ограничения. Техника организации. Вертикальная и горизонтальная проушина. Блокирование проушин. Организация спуска с помощью проушины. Бур «Самовыверт». Опасности и ограничения. Техника использования. Ледовый столбик. Выбор рельефа. Размеры. Техника рубки. Использование и ограничения. Спуск на специально взятых для спуска «ледовых анкерах», оставляемых на маршруте.

Организация связок и движение связок на ледовом рельефе. Техника и тактика передвижения по закрытому леднику. (4 ч. практики)
Опасности закрытых ледников. Выбор пути по закрытому леднику. Дистанция между участниками в связке. Организация связки двойки. Узлы на связочной веревке. Организация связки тройки. Привязывание среднего участника. Организация аварийной системы для каждого участника. Использование грудной обвязки. Организация импровизированной грудной обвязки. Техника передвижения. Пересечение трещин. Пересечение групп трещин, косые трещины, движение вдоль трещин.

Спасательные работы на леднике (вытаскивание из трещины). (4 ч. практики)
Тактика и техника СР в связке тройке. Удержание срыва. Алгоритм проведения спасательных работ в связке тройке. Тактика и техника СР в связке двойке. Удержание срыва. Алгоритм проведения спасательных работ в связке двойке.

Организация бивака на крутом снежно-ледовом рельефе. (8 ч. практики)
Создание площадки для палатки различными способами и средствами. Ветрозащитные стенки. Снежные пещеры. Иглу.

Оба эти модуля неоднократно апробированы нашей Школой. При этом почасовка указана минимальная, лучше двухнедельные программы по каждому модулю.

В общем, как призывал "вождь мирового пролетариата великий Ленин": "УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ"!

Но тут мы упираемся в новую стену: а кто учить то будет? Ведь инструктора часто и сами этого не умеют. Повезло красноярцам, питерцам, екатеринбуржцам, москвичам, и другим немногим, где есть у кого поучиться. А как же остальные? Но подготовка инструкторов, владеющих этими техниками - тема уже другого поста.

Просмотров: 349 | Добавил: rocksport | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017 | Создать бесплатный сайт с uCoz