Четверг, 23.11.2017, 17:55Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [0]
Альпклуб "Крым" [6]
Документы общественной организации «Альпинистский клуб «Крым»
Горная школа [37]
Материалы о работе Горной школы "Категория трудности" им.А.М.Ставницера
Магазин снаряжения [0]
Снаряжение и обувь для занятий альпинизмом, скалолазанием, ледолазанием

Корзина

Ваша корзина пуста

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Горная школа

Программа "Скалолазание. НП1(Базовый курс)"
27.11.2013, 21:34

 

ПРОГРАММА

Начальная подготовка (НП1)

Основная цель этапа подготовки: научить скалолаза безопасно лазать с верхней веревочной страховкой по скалам Fr 4-5 к. сл. и страховать (верхняя страховка). Заложить основы техники передвижения по скале.

№ пп

Тема и подтемы

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

1.

Скалолазание, виды и направления. Классификация.

-1

 

1

2.

Основные причины срывов на скалах и пути их предотвращения. Правильное положение скалолаза на скале.

 

 

 

1

 

 

3

 

 

4

3.

Скальный рельеф: названия и определения.

1

-

1

4.

Опасности при занятиях скалолазанием: опасность падения, удара о скалу при срыве, камнепады, погода, неправильные страховка и самостраховка, не качественное снаряжение и его неправильное использование. Инструктаж по ТБ на занятиях.

 

 

2

 

 

-

 

 

2

5.

Снаряжение для обеспечения безопасности при лазании с верхней страховкой: виды, характеристики, правильное использование.

 

1

 

1

 

2

6.

Гимнастическая страховка: область применения, приемы.

 

 

1

 

-

 

1

7.

Веревка: узлы, маркировка, обращение, хранение.

 

0,5

1,5

2

8.

Страховка веревочная через страховочное устройтво. Обучение. Особенности работы рук. Команды.

 

 

1

 

1

 

2

9.

Спуск на веревке «парашютом». Действия спускаемого и спускающего во время спуска.

 

 

0,5

 

1,5

 

2

10.

Обучение лазанию с верхней страховкой по скалам Fr 4-5 к. сл. Основы скалолазания  (дается в процессе обучения постепенно):

- Работа рук: хват зацепок сверху, сбоку, снизу, щипковый хват, активный и пассивный хваты, заклинивание рук в щели, отталкивания и упоры. "Третья нога" 

- Работа ног: постановка ноги на зацепку в зависимости от её расположения и наклона, постановка ноги на плите, заклинивание ноги в щели, зацепы носком, пяткой, распоры, контрупоры. "Третья рука". Техника подворота ноги.

- Работа корпуса: расположение по отношению к скале лицом, боком. Скрутки. Положение корпуса.

 - Взаимное расположение и взаимодействие частей тела во время лазания

 

 

5

 

 

26

 

 

31

11.

Рекомендации по самосовершенствованию по результатам обучения.

 

1

 

1

 

2

 

ВСЕГО (час)

15

35

50

                Программу подготовил СИТНИК М.А., комиссия развития скалолазания.

Комментарий к программе:

Курс рассчитан на скалолазов и альпинистов любого уровня подготовки, от новичков до мастера спорта. Естественно, что для "продвинутых" из программы убираются известные им теоретические сведения и уже освоенные ими технические приемы. Но увеличивается объем занятий по технике скалолазания. Индивидуальный подход.

Мы (то есть Вы) часто считаем, что умеем лазать по скалам, нам только нужно еще поработать над физухой, и полезем более сложное. Но даже у мастеров наблюдаются недостатки и ошибки в технике лазания. Поэтому этот курс – действительно база для любого направления скалолазания или альпинизма.

Основная цель курса – постановка техники лазания по скалам. Все мы в скалолазании самоучки. Технике лазания нас обучали, в лучшем случае, в соответствии с «Десятью правилами скалолазания», написанными сто лет назад для скал третьей - четвертой категории сложности. Для скал 5-6 категории и выше от них мало проку. Технику лазания по сложным скалам мы обычно осваиваем самостоятельно опытным путем, иногда подсматривая и перенимая отдельные приемы у товарищей. И закрепляя при этом многочисленные ошибки. Вот наиболее типичные, часто встречающиеся:

Мы «не стоим» на скале на ногах – не чувствуем трения и не верим, что скальники «держат». Чаще всего – из-за не умения найти правильное положения корпуса и (или) стопы. Часто при этом икры ног у нас напряжены, быстро устают и начинают вибрировать. Нагрузка на руки при этом возрастает. Существуют «правильные» и «неправильные» положения корпуса, рук и ног, помогающие нам или затрудняющие лазание.

У нас быстро «забиваются» руки. Часто это происходит не из-за малой выносливости мышц предплечий и кистей, а из-за неправильного положения корпуса (см выше), самих рук и использования зацепов руками. Обычно мы не знаем медико-биологических причин этого явления и допускаем ошибки.. Руки часто держим слишком высоко поднятыми (тянемся к высоко расположенным зацепам вместо того, чтобы вначале сделать подшаг ногами и использовать зацепки на уровне головы и ниже). При этом вытягиваясь вынужденно «ложимся» на скалу, снижая трение ног по скале (и увеличивая нагрузку на руки), ухудшая обзор, забивая икры ног и пр. Или лезем за счет подтягиваний, не используя боковой разворот («скрутку»). Изучив причины образования в мышце молочной кислоты, мы поймем, какие технические приемы лазания сохраняют наши силы и дают возможность отдыха и восстановления, а какие вредят этому.

Мы быстро устаем, чрезмерно напрягая во время лазания все мышцы тела, а не только те, которые необходимы для данного движения. Не умеем правильно расслабляться и отдыхать во время лазания, не умеем правильно «расположиться» для прохождения ключа, вщелкивания в оттяжку или для отдыха.

Мы делаем слишком большие шаги, и, не «выкатив» на ногу, начинаем «подтягивать» нижнюю ногу, шкребя носком скальника по скале. Результат – перегрузка мышц ноги и коленного сустава, протирание носка скальника, повышенная нагрузка на руки, неустойчивое равновесие.

Мы не переносим вес тела с ноги, которую хотим переместить, на противоположную ногу, и делаем отталкивание нагруженной ногою.

Мы теряем равновесие на скале и срываемся, не сделав перетанцовку или одну из существующих поддержек равновесия ногою или рукою.

Мы мало или вообще не используем упоры рыками («отталкивания» от скалы) для поддержания равновесия, снижения нагрузки на другую руку, разгрузки ноги при высоком шаге и более экономичного лазания.

Мы мало используем распоры ногами, поэтому плохо передвигаемся на трении по гладким внутренним углам, «корытам». А распоры важно и нужно употреблять даже на крутых плитах.

Мы не умеем правильно дышать, обеспечивая аэробный процесс, или правильно задерживать дыхание для выполнения сложного движения в анаэробном режиме.

Мы много чего не умеем или делаем неправильно, и поэтому должны учиться.

Кроме постановки техники лазания в этом курсе преодолевается естественное чувство боязни срыва (часто не правильно толкуемое как страх перед высотою), изучаются приемы, обеспечивающие безопасность во время лазания.

Для обучения технике лазания, приемам удержания равновесия и пр.используется спецтренажер (искусственная скала), позволяющая тренеру быть непосредственно рядом с обучаемым и исправлять ошибки. Затем занятия переносятся на специально подобранные маршруты на скалах, где для исключения психологического влияния боязни глубокого срыва и сосредоточения на правильном выполнении приемов лазание осуществляется с верхней страховкой.

Этот курс позволяет выявить недостатки и ошибки Вашей техники (или поставить правильную технику «с ноля», что лучше!).

 

Категория: Горная школа | Добавил: MC
Просмотров: 964 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2017 | Создать бесплатный сайт с uCoz